Категория: Психология

Мышление

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление -последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления — наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого — начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью.

Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей -единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений — суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства — пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий. Первый — ребенку 2-3 года — проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, — это синкретизм детского мышления. На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары — возникает цепочка попарного сходства. Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И, наконец, у подростков 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Таким образом, наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости.

Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

все 13 Мои друзья
Теги
18+ 1990 год 1991 год 1995 год 1997 год 2003 2003 год 2004 год 2006 год 2007 год 2009 2009 год 2011 год 2018 4 page letter aaliyah accelerate age ain't nothing but a number alejandro tocar andy honda are you that somebody athena atomic kitten be with you blackberry blackberry athena blackberry bold blackberry bold 9900 blackberry key2 blackberry key 2 blackberry key 2 le blackberry key2 le blackberry keyone blackberry luna blackberry os bravo super show chiara christina aguilera colton haynes hera bjork key2 keyone liberation marilyn manson nick lachey one in a million penelope cruz r&b rose mcgowan stan lee the last house on the left wes craven азербайджан азия актеры актеры геи актрисы алан камминг александр кисуленок алия американский оборотень в париже анна пэкуин аномалии аргентина аффект боевик большие группы буэнос-айрес вампиры великобритания видео виды виды внимания виды мотивационных состояний личности виды мышления виды памяти виды темперамента виды эмоций внимание возрастная психология возрастные периоды вокал воля воспитание воспитатель восприятие выборы выготский выразительность речи выступление геи гей гей-актеры гей-браки гей-звезды гей-знаменитости гей кино гей любовь гей-любовь гей-пара гей-прайд гей россия гей-свадьба гей-семья гей фильм голые азиаты голые мужчины голые парни гомосексуальность гомосексуальные пары граждане греция групповая психодинамика группы дания день святого валентина детектив дети детская игра деятельность джеймс воган джеймс марсден джефф литхэм джефф литэм джиллиан андерсон джонатан беннетт джуди денч дом2 дом-2 доминик монахэн драма дрянные девчонки дуры дэвид духовны евровидение европа животные журнал задатки запрет звезды знаменитости зои кравиц зоопсихлогия зоопсихология интеллект ислам исламисты испания история иэн маккеллен канада каталония кверти клавиатура кверти-клавиатура кверти-смартфон кевин бейкон кино кисуленок классификация психический состояний человека классификация форм поведения классификация явлений памяти клип колтон хэйнс комедия комиксы коммуникативные упражнения коммуникация конан-варвар конкурс консультации психолога конфликт криминал кристиан бэйл кристина агилера крушинский ксения собчак кукла кэндимэн лгбт лена катина личностные опросники личность луна люди икс люксембург люси лью мадонна майкл фассбендер малые группы маньяки меланхолик мелодрама мишель пфайффер м+м мобильники модели москва мотивация мотивы мужчины музыка мурашки мутанты мыслительный процесс мышление мышление человека направленность личности нидерланды николас холт новый blackberry афина новый альбом новый премьер новый смартфон от blackberry ноэль обучение общая психология общение однополая любовь однополые браки однополые пары ольга бузова отдых ощущения павлов память пара м+м паранджа парни патрик стюарт педагоги педагогическая психология пенелопа крус пенелопе крус пение первый полу-финал песни пещерные пещерные люди пирс броснан поведение пол радд пол уокер попа последний дом слева последний дом слева (2009) потребности права геев права лгбт права человека праздник праздники президент преподаватель приключения приколы проектировочная деятельность психические состояния психические состояния человека психодиагностика психолог психологическая помощь психологические консультации психологические упражнения психологическое консультирование психология психология личности психология обучения психология общения психология социального управления путешествия развитае развите ребенка развитие развитие детей развод райан рейнольдс рассудочная деятельность рассудочная деятельность животных рахой ребекка ромейн ребенок речевая деятельность речь ржач робин уильямс сша родители росомаха россия роуз макгоуэн румыния русские геи самовоспитание самойлова самцы сангвиник санчес свобода свойства внимания свойства и виды восприятия свойства эмоций сезон 4 сезон 5 сезон 6 сезон 7 сезон 8 сейлор мун секретные материалы секретные материалы сезон 6 семейный сериал серия 11 серия 16 серия 18 серия 2 серия 22 серия 4 серия 7 ситуации скарлетт йоханссон словарный запас смартфон смартфоны смерть смех сотовая связь социализация социальная психология способности средние группы статья стокгольм стороны общения страсть стэн ли сша сьюзен сарандон тайланд тату телефон телефоны тело темперамент теория культурно-исторического развития теория функциональных систем п.к. анохина тестостерон тренинг триллер туризм убийца убийцы ужас ужасы уилл ай эм упражнения упражнения для детей учение учитель уэс крэйвен фамке янссен фантастика фильм фильм ужасов фильмы о вампирах фильмы о маньяках флегматик фото ню фотосессии франция фэнтези характер холерик холли берри хорватия хью джекман хэллоуин чаки человек член чувства швеция школьники шон эшмор шоу шоу-бизнес эмоции юлия самойлова я никогда не буду твоей
Александр Кисуленок
Александр Кисуленок
Был на сайте сегодня в 17:59
29 лет (26.01.1989)
Читателей: 15 Опыт: 2488.68 Карма: 44.0155