Категория: Психология

Воля. Классификация волевых действий, структура сложного волевого действия.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

 Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

 Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

 Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

 Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется), 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

 Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит слияние достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии — болезненному безволию.

 Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.

 К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

 В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

 1. осознание цели и стремление достичь ее;

 2. осознание ряда возможностей достижения цели;

 3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

 4. борьба мотивов и выбор;

 5. принятие одной из возможностей в качестве решения;

 6. осуществление принятого решения.

 Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, — это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание — это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо — это прежде всего знать содержание побудительного стимула.

 Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

 Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» — это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого — установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

 На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

 Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание — один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.

 Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап — принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

 Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

 Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

все 13 Мои друзья
Теги
18+ 1990 год 1991 год 1995 год 1997 год 2003 2003 год 2004 год 2006 год 2007 год 2009 2009 год 2011 год 2018 4 page letter aaliyah accelerate age ain't nothing but a number alejandro tocar andy honda are you that somebody athena atomic kitten be with you blackberry blackberry athena blackberry bold blackberry bold 9900 blackberry key2 blackberry key 2 blackberry key 2 le blackberry key2 le blackberry keyone blackberry luna blackberry os bravo super show chiara christina aguilera colton haynes hera bjork key2 keyone liberation marilyn manson nick lachey one in a million penelope cruz r&b rose mcgowan stan lee the last house on the left wes craven азербайджан азия актеры актеры геи актрисы алан камминг александр кисуленок алия американский оборотень в париже анна пэкуин аномалии аргентина аффект боевик большие группы буэнос-айрес вампиры великобритания видео виды виды внимания виды мотивационных состояний личности виды мышления виды памяти виды темперамента виды эмоций внимание возрастная психология возрастные периоды вокал воля воспитание воспитатель восприятие выборы выготский выразительность речи выступление геи гей гей-актеры гей-браки гей-звезды гей-знаменитости гей кино гей любовь гей-любовь гей-пара гей-прайд гей россия гей-свадьба гей-семья гей фильм голые азиаты голые мужчины голые парни гомосексуальность гомосексуальные пары граждане греция групповая психодинамика группы дания день святого валентина детектив дети детская игра деятельность джеймс воган джеймс марсден джефф литхэм джефф литэм джиллиан андерсон джонатан беннетт джуди денч дом2 дом-2 доминик монахэн драма дрянные девчонки дуры дэвид духовны евровидение европа животные журнал задатки запрет звезды знаменитости зои кравиц зоопсихлогия зоопсихология интеллект ислам исламисты испания история иэн маккеллен канада каталония кверти клавиатура кверти-клавиатура кверти-смартфон кевин бейкон кино кисуленок классификация психический состояний человека классификация форм поведения классификация явлений памяти клип колтон хэйнс комедия комиксы коммуникативные упражнения коммуникация конан-варвар конкурс консультации психолога конфликт криминал кристиан бэйл кристина агилера крушинский ксения собчак кукла кэндимэн лгбт лена катина личностные опросники личность луна люди икс люксембург люси лью мадонна майкл фассбендер малые группы маньяки меланхолик мелодрама мишель пфайффер м+м мобильники модели москва мотивация мотивы мужчины музыка мурашки мутанты мыслительный процесс мышление мышление человека направленность личности нидерланды николас холт новый blackberry афина новый альбом новый премьер новый смартфон от blackberry ноэль обучение общая психология общение однополая любовь однополые браки однополые пары ольга бузова отдых ощущения павлов память пара м+м паранджа парни патрик стюарт педагоги педагогическая психология пенелопа крус пенелопе крус пение первый полу-финал песни пещерные пещерные люди пирс броснан поведение пол радд пол уокер попа последний дом слева последний дом слева (2009) потребности права геев права лгбт права человека праздник праздники президент преподаватель приключения приколы проектировочная деятельность психические состояния психические состояния человека психодиагностика психолог психологическая помощь психологические консультации психологические упражнения психологическое консультирование психология психология личности психология обучения психология общения психология социального управления путешествия развитае развите ребенка развитие развитие детей развод райан рейнольдс рассудочная деятельность рассудочная деятельность животных рахой ребекка ромейн ребенок речевая деятельность речь ржач робин уильямс сша родители росомаха россия роуз макгоуэн румыния русские геи самовоспитание самойлова самцы сангвиник санчес свобода свойства внимания свойства и виды восприятия свойства эмоций сезон 4 сезон 5 сезон 6 сезон 7 сезон 8 сейлор мун секретные материалы секретные материалы сезон 6 семейный сериал серия 11 серия 16 серия 18 серия 2 серия 22 серия 4 серия 7 ситуации скарлетт йоханссон словарный запас смартфон смартфоны смерть смех сотовая связь социализация социальная психология способности средние группы статья стокгольм стороны общения страсть стэн ли сша сьюзен сарандон тайланд тату телефон телефоны тело темперамент теория культурно-исторического развития теория функциональных систем п.к. анохина тестостерон тренинг триллер туризм убийца убийцы ужас ужасы уилл ай эм упражнения упражнения для детей учение учитель уэс крэйвен фамке янссен фантастика фильм фильм ужасов фильмы о вампирах фильмы о маньяках флегматик фото ню фотосессии франция фэнтези характер холерик холли берри хорватия хью джекман хэллоуин чаки человек член чувства швеция школьники шон эшмор шоу шоу-бизнес эмоции юлия самойлова я никогда не буду твоей
Александр Кисуленок
Александр Кисуленок
Был на сайте сегодня в 17:59
29 лет (26.01.1989)
Читателей: 15 Опыт: 2488.68 Карма: 44.0155